Истоки башенной культуры ингушей

(Вестник археологического центра. Выпуск II.2002г.)

Башенная культура ингушей представляет собой уникальное явление в мировой культуре. Известный кавказовед Е.И.Крупнов так выразился об ингушских башнях : «Ингушские боевые башни «воув» являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражаю простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом для человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо». Своими корнями культура строительства башен уходит в глубокую древность — к эпохе строительства пирамид и зиккуратов.

В настоящее время башни известны, кроме Ингушетии, в Чечне, Осетии, Балкарии, Карачае, расположены они на территории Грузии — в Сванетии, Тушетии, Хевсуретии.

В прошлом не раз поднимался вопрос о народе, строившем башни. В III в. некоторые исследователи пытались внедрить мысль о том, что башня в горах Ингушетии строились каким-то древним народом, господствовавшем над местным населением. В III и II вв. не раз выдвигались предположения, что строителями башен были грузины, осетины и другие народы. Вопрос об этнической принадлежности строителей башен нашёл освещение в специальной литературе.

Многие исследователи отмечали, что башенная культура возникла у ингушей ещё в далёком прошлом Г.А. Кокиев отмечал, что «в Ингушетии были целые тейпы , которые из поколения в поколение занимались строительством башен не только на территории Ингушетии, но и за её пределами». Е.И.Крупнов считает, что ингушские башни являются «сугубо индивидуальной особенностью Ингушетии».

В башнях, подобным северокавказским, как отмечено исследователями ещё в II-I тысячелетиях до н.э., жили древние хурриты и урарты, языки которых обнаруживают наибольшую близость с современным ингушским языком.

В II тыс. до н.э. в Передней Азии сложилось несколько хурритских государств: Миттания, Аррапхэ, Киццуватна, Страна диаухов и др. Хурриты жили большесемейными общинами, каждая из которых имела свою общинную башню. Иметь такую башню у хурритов считалось делом престижа так же, как и у средневековых ингушей. Известны хурритские башенные города — Унабше, на берегу Евфрата, Сугагу на берегу Тигра.

В башнях, подобных хурритским, жили и родственные им урарты. Известны были в урартских городах и многоэтажные городские дома-башни, в которых, по-видимому, жили большесемейные общинами. В сельской местности были распространены большесемейные посёлки типа хурритских башен.

Каменные башенные постройки существовали у древнеингушских кобанских племён Северного Кавказа конца II-I тыс.до н.э. Остатки циклопических построек из крупных необработанных каменных пли т и блоков обнаружены в горной Ингушетии у башенных поселений Эгикал, Дошхалке, Таргим, Хамхи, Карт и др.

Башни, подобные ингушским боевым башням «воув», строили и древнеингушские племена древней Колхиды — на юго-восточном побережье Черного моря, носители колхидской археологической культуры, известные под названиями моссиников, махелонов, ганахов, колхов, санаров, дрилов, халибов и др., которых многие античные авторы считают одним народом. Флавий Арриан, римской автор II в. до н.э., говоря о дрилах, отмечает, что «это — саны (т.е. санары, -Н.К.)». Далее Арриан пишет: «Рядом с ними живут махелоны и гениохи; у них царь Анхиал». Плиний (1 в н.э.) пишет названия санов и генихов вместе, считая их одним народом. Страбон (I в. до н.э. — I в.н.э.) отмечает, что макроны это те же саны. «Все эти «халибы», «скифины», «соседи и враги скифинов», «макроны», «колхи» были этнически одного и того же происхождения, но, несомненно, входили в различные, часто враждовавшие друг с другом союзы племён», — отмечают авторы «Очерков истории Грузии».

Колхидские племена являлись близкими родственниками племён кобанской культуры. Многие исследователи из-за общих черт в материальной культуре объединяют колхидскую и кобанскую археологические культуры в одну колхо-кобанскую культуру.

Но колхидские племена, в отличие от хуррито-урартов и ингушей, строили башни из дерева.

Наиболее ранние письменные источники о колхидских башнях содержатся в сочинении древнегреческого историка Ксеновонта, жившего в V в.до н.э. «Анабассисе».

По описанию римского архитектора Витрувия Полиона, жившего в I веке до н.э., колхидские башни были квадратными в основании, ссужались кверху, покрывались пирамидными крышами: «У народа колхов в Понте вследствие изобилия лесов кладут прямо на землю по правую и левую стороны целые брёвна, оставив между этими двумя рядами расстояние, равное длине брёвен; затем на обоих концах этих радов кладут поверх два других ряда поперёк; таким образом, окружается пространство жилищ, лежащее посреди. Затем колхи на четырёх сторонах — попеременно на двух противолежащих — накладывают брёвна, соединяя углы и образуя стены, и кверху отвесно от основания возводят башни, а промежутки, которые остаются между брёвнами вследствие толщины материалы, они заделывают щепками и глиной. Точно так же, укорачивая концы поперечных балок и суживая их постоянно в виде уступов, они возводят крышу с четырёх сторон кверху и образуют в середине пирамидообразную верхушку, которую они покрывают листвой и глиной, и таким грубым способом строят сводчатые крыши своих башен».

Описанные выше деревянные башни очень напоминают пирамидальные башни в горной Ингушетии. Использование при строительстве башен дерева, вероятно, диктовалось наличием в изобилии лесов и отсутствием камней. «Археологические изыскания на территории бывшей Колхиды (в частности, раскопки на поселении Симагре) подтвердили реальность описанной Витрувием техники строительства колхидских деревянных башен».

Деревянные башни назывались у колхидских племён моссинами, а одно из колхидских племён называлось моссиниками. Древнегреческий поэт и учёный Аполоний Родосский, живший во второй половине III века до н.э., посвятил несколько строк моссиниками:

Возле же них Моссинеки, соседи, богатый лесами

Материк населяют, а также и рядом предгорья

В башнях себе деревянных обитель устроив,

(В крепко сколоченных башнях, «моссинами» их называя,

Да и они от «моссин» свое получили прозвание).

Этноним «моссиники»/ «моссинеки» произошёл от названия деревянных башен «моссин» при помощи компонента «нек» (хуррито-урартское «вытекать»), что можно сравнить с компонентом «неки»/ «наькъан» в составе ингушских фамилий: «Дакнаькъан» — «происходящие от Дака», «Малсагнаькъан» — «происходящие от Малсага» и т.д.

Дионисий Периогет, римский географ II-I вв.до н.э., пишет о колхидских племенах: «Сначала живут бизеры и вблизи их племена бехиров, макроны (махалоны, -Н.К.), филиры и те, которые имеют деревянные моссины (имеются в виду моссиники, — Н.К.)».

Возможно, что башни у колхидских племён являлись культовыми строениями. Об этом свидетельствует рассказ Ксенофонта: «Но поскольку эллины не отступили и продолжали идти вперёд, варвары бежали также и из этого пункта и оставили его, предварительно предав огню. А их царь, который пребывал в деревянной башне, построенной на самом высоком месте города, причём моссинойки кормят его на общественный счёт, пока он сидит там под охраной, не захотел покинуть её так же, как и тот (царь), который находился в прежде взятом укреплении, и оба сгорели там вместе с деревянными башнями».

Вероятней всего, тот, кого Ксенофонт называет царём, являлся жрецом данного поселения, так как подобный «царь» находился и «в прежде взятом укреплении». Само слово «моссин» может иметь в корне слово «ма» («солнце»), которое присутствовало в более раннее время и в ингушском языке (современное «малх» — «солнце» образовано от «ма» и «алхха» — «единственное, только»), и в древнем урартийском языке. И башни, устремлённые вверх, возможно, первоначально строились как своеобразные храмы солнца.

Возвращаясь к вопросу об этнической принадлежности народа-строителя башен, необходимо заметить, что башни на Кавказе известны на территориях, на которых в древности проживали древнеингушскик племена. Письменные источники, топонимика, археологические данные свидетельствуют, что древние ингуши проживали и на южной стороне Главного Кавказского хребта, «причём территория их проживания тянулась от Сванетии до Дагестана». Территория Карачая, Балкарии, Осетии, Ингушетии и Чечни входила в зону распространения кобанской культуры, а затем — в Аланию. И если строительство башен у древнеингушских племён известно с глубокой древности, то нет исторических свидетельств о строительстве подобных башен тюркскими и иранскими народами. После разгрома Аланского государства монголами и изменения этнического состава на территории от Карачая до Осетии культура строительства башен ни этих территориях застывает. «Осетинские боевые башни отличаются от чеченских и ингушских более массивными формами. Основание их составляет квадрат 7х7 метров, а высота редко превышает четыре этажа. Кладка осетинских башен выполнена менее тщательно и порой даже без связующего раствора… и без угловых перемычек. Среди осетинских башен совершенно отсутствуют башни со ступенчато-пирамидальным перекрытием и внутренним сводом не уровне второго этажа… Балкарские и карачаевские башни по ряду признаков сближаются с осетинскими… » Продолжает развиваться башенная культура только в горной Ингушетии и в прилегающих горных районах Чечни. Наиболее распространённым типом башен в Ингушетии являются башни с пирамидальным покрытием — наиболее развитые формы башен. На всём Кавказе нет такого места, где башен было бы так много, как в горной Ингушетии, и ингушские башни отличаются от башен, имеющихся на других территориях, «своей высотой и строгой пропорциональностью, придающим им истинную красоту и изящество, что говорит о высоком мастерстве их строителей».

Также необходимо отметить, что к вопросу определения времени строительство башенных поселений горной Ингушетии исследователи подходят поверхностно. Нет до сих пор убедительной датировки многих башенных комплексов.

One Response to Истоки башенной культуры ингушей

  1. ВЕЛИКИЙ ХАН РУСИ:

    НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ДРЕВНИЕ БАШНИ ИНГУШЕЙ
    ====================================================
    Эла Нашхоевский. ТОРАН
    Чеченцы, Тора и евреи: пора знать.
    https://justpaste.it/1a72x

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>