Резолюция Круглого стола о «добровольном» изучении родных языков

avatar_Mutsolgov_M_A_ Магомед Муцольгов

Резолюция
Участников Круглого стола:
«Законодательные инициативы, как проблема сохранения языков народов Российской Федерации».

В настоящее время по всей стране наблюдается небывало глубокий кризис, связанный с состоянием национальных языков не титульных народов Российской Федерации. Широко известно, что многие национальные языки объявлены ЮНЕСКО исчезающими (вымирающими). ЮНЕСКО предлагает классификацию «групп риска», которая отражает три состояния языковой ситуации, когда родной язык расценивается как находящийся:

«под угрозой исчезновения»: не изучается детьми как родной язык;

«в серьезной опасности»: используется старшими поколениями; понятен поколению родителей, но не используется при общении с детьми и между собой;

«на грани исчезновения»: носителями языка являются только представители старшего поколения, старики.

В нашей стане, для большинства национальных языков, характерны все указанные ситуации, есть и такие, которые фактически стоят на грани исчезновения. Сейчас сложилась такая ситуация, что например ведущие лингвисты-кавказоведы определяют срок существованию национальных языков Северного Кавказа 25 – 50 лет. Не последнюю роль в этом, сыграло и принятие в последние годы федеральных и региональных законодательных актов, позволивших сократить учебные часы в школах, по изучению родных языков в различных «этнических» регионах нашей страны. Это приводит к ухудшению, как в самой ситуации вокруг национальных языков, так и в сфере их изучения. Количество часов изучения национальных языков в различных регионах нашей страны было сокращено, а сейчас, ставится вопрос об их добровольном изучении, что опять таки приведет к еще большему ухудшению ситуации вокруг этих языков.

Мнения многих представителей общественности по всей стране, высказанные публично, либо направленные в органы исполнительной и законодательной власти в виде поправок к действующим или находящимся на рассмотрении законопроектам, фактически не учитывается. А направленные в адрес органов государственной власти и Федерального собрания Российской Федерации (Государственной думы и Совета Федерации), используются исключительно для внесения не значительных поправок, либо внесения новых формулировок, являющихся завуалированной формой изначальной редакции законопроекта, вызвавшего недовольство жителей «этнических» регионов.

Казалось бы, в этой ситуации мы вправе ожидать государственной поддержки и защиты, но вместо этого нам предлагается принять сомнительный законопроект Государственной Думы, который несет реальную угрозу в отношении всех национальных языков всей Российской Федерации. Прикрывая понятием «добровольности» изучения национальных языков в нашей стране, фактически применяется завуалированный запрет на их изучение, сохранение и самих языков и культур разных народностей нашей многонациональной страны.

Вызывает опасение, почему стал возможен сам принцип добровольного изучения или неизучения родных языков в условиях их стремительного угасания? Почему, к примеру, детей и родителей не ставят перед выбором изучать или не изучать иностранный язык притом, что английский или немецкий – негосударственные языки? Тем не менее, преподавание иностранных языков оказывается вне обсуждения и их обучение проходит безоговорочно. Но если национальные языки многих регионов нашей страны – такие же государственные языки, как русский, то почему ставится сама проблема выбора, которая касается лишь одного единственного предмета – родного языка этих регионов? Безусловно, изучение иностранных языков и всех остальных предметов несет пользу для учащихся, но новая законодательная инициатива о добровольности изучения родных языков народов Российской Федерации, является циничной дискриминацией населяющих нашу страну народов.

Ученикам и их родителям никогда не было предоставлено права выбора добровольного изучения отдельных школьных предметов или отказа от них, учебный план формировался с учетом установленных норм и «профессиональных» мнений системы образования. Российское законодательство не содержит норм о так называемом «добровольном выборе» ни со стороны родителей, ни со стороны детей. При всей своей очевидной абсурдности, предлагаемая скандальным законопроектом «добровольность» изучения национальных языков регионов нашей страны, направлена на формирование рукотворной деградации и постепенного нивелирования титульных языков «этнических» регионов, так как для достижения высоких результатов аттестата родители и дети будут избирать путь наименьшего сопротивления. Так было бы в отношении всех других предметов, если бы только такой выбор был предоставлен.

Каждый в праве изучать свой национальный язык и никто не должен его ограничивать в этом. Придерживаясь этой позиции, руководство страны на протяжении четверти века «ведет борьбу» за аналогичные права русского населения в Прибалтийских странах и Украине. Но почему родители нерусских национальностей РФ не могут рассчитывать на обучение своих детей в школах на родном языке даже в собственных национальных республиках? Ведь предлагаемая модель «добровольного» обучения означает возвращение к факультативному образованию, которое привело в свое время к резкой деградации родных языков.

Мы, участники Круглого стола: «Законодательные инициативы, как проблема сохранения языков народов Российской Федерации» выражаем беспокойство нависшей над национальными языками народов Российской Федерации угрозой, которая безусловно приведет к их исчезновению и как следствие, станет угрозой сохранению культуры этих народов.

Мы поддерживаем тезис Владимира Путина, высказанный на очередной декабрьской пресс-конференции 2017 года, где он сказал: «У нас огромное разнообразие национальных языков, это наша гордость и наше богатство… Я хочу подчеркнуть… мы ничего не будем навязывать в этой сфере. Это вредно и опасно для единства Российской Федерации, потому что любой народ должен выбрать сам такую форму сосуществования с другими народами России, которую он считает наиболее приемлемой и оптимальной. Никаких государственных планов по укрупнению и слиянию нет и быть не может. Во всяком случае, пока я президент, этого не будет».

Мы считаем, что предложенный в законопроекте принцип «добровольности» изучения национальных языков нашей страны противоречит политики сохранения национальных языков и культурного наследия народов Российской Федерации. Он противоречит не только интересам всех наций и народов Российской Федерации, но и самой страны.

Мы уверены, что законопроект, находящийся на рассмотрении в Государственной думе, грубо нарушает конституционные права всех национальных регионов Российской Федерации, – все они – государственные образования, которые имеют законное право на самоопределение внутри России, в том числе, на выбор модели по сохранению и развитию родных языков.

На этом основании мы категорически возражаем против принятия данного законопроекта, требую незамедлительно снять его с повестки, так как помимо деструктивной, нацеленной на окончательное нивелирование национальных языков, он способен серьезно дестабилизировать общественно-политическую обстановку нашей многонациональной страны.

Участники:

Председатель Координационного совета неправительственных организаций Республики Ингушетия Магомед Муцольгов

Председатель Ингушского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Руслан Муцольгов

Независимая газета «Общественная трибуна Ингушетии», Исмаил Нальгиев

Правозащитная организация «МАШР» М.А. Бацаев

Общественный деятель, лингвист, М.З. Муцольгов

Правозащитная организация «МАШР» М.Ю. Нальгиев

Председатель Общественного движения «Опора Ингушетии» Барах Чемурзиев

Член Исполкома Координационного совета неправительственных организаций Республики Ингушетия Муса Мальсагов

Председатель Координационного совета молодежных организаций Республики Ингушетия Багаудин Хаутиев

Культурно-просветительский центр «Эздел», Анзор Ведзижев

Центр защиты прав мусульман М-Б.С-Х. Евлоев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>